Исследование показало, что организация питания в школах требует оптимизации

0 18

        Исследование показало, что организация питания в школах требует оптимизации
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Вкусовые привычки и предпочтения современных детей и подростков изменились. В школьных столовых количество пищевых отходов — от 25 % до 75 % от объема приготовленной еды. 

 


        Исследование показало, что организация питания в школах требует оптимизации
Внимание на проблему обратили врачи-гигиенисты. Заведующая отделением гигиены детей и подростков отдела гигиены Гомельского облЦГЭиОЗ Ольга Шульга поделилась результатами анкетирования, проведенного среди школьников.

 

Доклад прозвучал в рамках республиканской научно-практической конференции «Современные аспекты гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины» на базе Гомельского облЦГЭиОЗ.

 

Пилотный проект

 

Ольга Шульга:

 

В Гомельской области в учреждениях общего среднего образования одноразовое, трехразовое питание получают более 160 тысяч учащихся, в т. ч. практически 140 тысяч — за счет средств бюджета. При этом отмечается образование значительного количества пищевых отходов — от 25 % до 75 % от объема приготовленной еды (при существующих материальных затратах на организацию питания в учреждениях образования, в т. ч. за счет средств бюджета).

 

Специалисты Гомельского обл-ЦГЭиОЗ провели анкетирование среди школьников, в ходе которого оценивалось фактическое время пребывания учащихся в учреждениях образования, изучались вкусовые предпочтения среди блюд школьного меню и блюд свободного выбора, зависимость выбора блюд от пола респондентов, влияние пищевых привычек, сформированных в семье, а также востребованность услуги дополнительного питания в школах (необходимость в организации работы буфетов) в зависимости от кратности питания в учреждении.

 

В анкетировании участвовали 763 учащихся 7–8 классов из 13 учреждений образования Гомеля, Наровли, Светлогорска, Хойников:

 

  • 54 % — мальчики,
  • 46 % — девочки.
  •  

    Результаты исследования

     

    Анкетирование показало, что фактическое время пребывания учащихся в учреждении образования — до 8 часов. Завтракают дома 49–53 % респондентов, преимущественно бутербродами или сухими завтраками. В выходные дни не все дети питаются 3–4 раза.

     

    Ольга Шульга:

     

    Обращает внимание, что резко негативных оценок в отношении школьного питания нет. Большинство умеренно положительные (7–9 баллов) — 64 % респондентов, вкусно/нравится — 53 %. Существенных дефектов в организации питания (длительность приема пищи/перемены, недостаточная величина порций, невкусная еда, нет возможности купить что-то в буфете), прямо или косвенно влияющих на количество отходов, не выявлено.

     

    Особое внимание специалисты уделили оценке вкусовых предпочтений.

    
        Исследование показало, что организация питания в школах требует оптимизации

     

    Ольга Шульга:

     

    Таким образом, положительную оценку получили мясные, творожные и картофельные блюда. При этом среди любимых практически нет овощных блюд (салатов, первых блюд), но при достойной, вкусной подаче они будут употребляться. Среди нелюбимой еды школьники назвали имеющие высокую пищевую ценность рыбные блюда, а также печень.

     

    По вопросу дополнительного питания установлено, что 51 % учащихся ходит в буфет: 13 % — ежедневно, 38 % — 2–3 раза в неделю. 49 % не пользуются буфетом по следующим причинам: не хотят есть 27 % (что позволяет предположить достаточность одноразового питания при пребывании в школе до 8 часов), нет денег у 11 %, берут с собой перекусы 9 %. При этом, отмечает Ольга Шульга, при покупке продуктов в буфете школьники отдают предпочтение быстрым углеводам (кондитерским изделиям, выпечке, шоколадным батончикам), из напитков — сокам.

     

    С целью улучшения качества питания учащихся специалисты считают целесообразными следующие меры:

     

  • внесение изменений в рационы питания с учетом вкусовых предпочтений детей, но при соблюдении принципов детской диететики;
  • оптимизацияграфиков приема пищи и работы буфетов;
  • обеспечение выбора блюд, при возможности внедрение элементов шведского стола для реализации холодных закусок;
  • разъяснительная работа с родителями по организации полезных перекусов (фрукты, орехи, сухофрукты и др.) для их детей.
  •  

    Источник: medvestnik.by

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.